В декабре 1991 года перестал существовать Советский Союз, большая и сильная страна, в которой мы выросли. Ученым БССР, как и другим слоям населения, все еще было не совсем понятно, что произошло. Осмысление случившегося стало приходить в 1992 году. Началась сильная инфляция, зарплата обесценивалась очень быстро. Было страшно: зарплаты едва хватало на самое необходимое, а наука и все, что с ней связано, могло рухнуть в любой момент.
Вузы переживали этот период спокойнее, чем академическая и отраслевая наука. Научные организации стали резко сжиматься в численности. Отраслевая наука «ужималась» еще быстрее.
По причине нехватки финансирования из науки стали уходить сильные кадры. Было грустно смотреть, как умные 40-летние, в самом расцвете сил, кандидаты наук «ударились в бизнес». Математики стали интенсивно искать работу за границей.
Одним из первых известных математиков Беларуси, который уехал работать за границу, был академик В. П. Платонов, который в то время был Президентом АН БССР. В самом начале 1992 года он уехал за границу, оставив здесь все.
За ним потянулись и другие математики. Известно (проводились исследования), что Российская Федерация потеряла в тот период очень много на «утечке мозгов». К сожалению, по Беларуси таких исследований не проводилось (по крайней мере, мы не встречали). Но можно с уверенностью сказать, что за 90-ые годы уехало работать и жить за границу много талантливых белорусских математиков. Вот только некоторые люди, математики, информатики, имеющие степени доктора и кандидата наук, которых мы хорошо знали и которые покинули нашу страну:
В. П. Платонов, В. И. Черноусов, А. С. Рапинчук, Б. П. Комраков, В. Струсевич, А. Долгий, В. П. Шмерко, С. А. Янушкевич, С. Н. Демиденко, Д. И. Винокуров, Е. М. Злотник, О. Г. Окунь, Е. Зайцева, В. Левашенко, В. П. Тузлуков, И. Ф. Борисов, О. И. Маричев, Ю. Лучко, М. Митюшов и др.
Эти люди уехали навсегда. Никто из них не вернулся работать в Беларусь. Многие достигли существенных результатов, но представляя уже другие университеты и другие страны. Некоторые из них помогали и помогают соотечественникам, организовывают совместные проекты и конференции, но это, все же, не так много.
Большое количество молодых кандидатов наук ушло в бизнес «внутри страны». И они уже не вернулись в науку.
Тем не менее, наука потихоньку училась жить и работать в новых условиях независимой страны, находящейся в глубоком кризисе. Была проведена определенная, местами существенная и даже болезненная, корректировка тематики исследований. Закрылись отдельные коллективы, появились новые направления и лаборатории, усилилось международное сотрудничество.
Нашей небольшой стране досталась в наследство от СССР огромная армия ученых, которая финансировалась в основном из бюджета СССР. В 1992 году эти деньги стали резко сокращаться. Трудно представить, где правительство Беларуси изыскивало средства для финансирования научной сферы. Надо отдать должное, наше правительство не бросило ученых на произвол судьбы. Сразу в 1992 году стали формироваться белорусские государственные научные программы. В первой половине 1992 года был создан Фонд информатизации Беларуси, открылась национальная программа «Информатика». Мы стали активно участвовать в выполнении белорусских проектов.
Появились первые проекты для белорусских предприятий. Деньги на проекты выделялись очень небольшие, и нам, привыкшим к серьезным заказчикам и большим деньгам, было крайне трудно привыкать к новой ситуации. Стали искать международные проекты. Благо, что и в Европе начали открывать специальные программы типа INTAS (Международной ассоциации по сотрудничеству со странами СНГ, ее штаб-квартира находится в Брюсселе). Такие программы позволяли выполнять совместные проекты с учеными из западных стран и иметь официально дополнительный доход. Правительство Беларуси официально поддержало данную программу. Многие ученые имели ИНТАС проекты на протяжении 90-х и начала 2000-х годов. Данная программа прекратила свое существование в конце 2000-х годов.
В Беларуси стали открываться частные вузы. Первым частным вузом Беларуси был Институт современных знаний, основанный в октябре 1990 г. К середине 90-х гг. XX века число учреждений образования негосударственной формы собственности сильно увеличилось и их стало более 20-ти. В последние годы ряд частных вузов прекратил свое существование. Сейчас в Беларуси лишь 9 частных вузов.
В 90-е годы в стране шла дискуссия, как дальше развиваться науке. Продолжать ли концентрироваться на фундаментальных исследованиях или обратиться к прикладным, т. е. больше поворачиваться к практике? Фундаментальная наука требует больших затрат, поэтому небольшим странам, к которым относится и Беларусь, трудно содержать Академию наук, которая будет ориентирована только на фундаментальные исследования. После долгих споров, на рубеже веков, было принято решение, что Академия наук должна больше работать на экономику страны, выполняя прикладные исследования, необходимые промышленности и всем отраслям народного хозяйства.
Но государство выделяло то, что могло выделить. Все остальное ученые должны были зарабатывать сами, или внутри или вне страны. И ученые делали это. После того, как промышленные предприятия немного окрепли после стресса первой половины 90-х годов, они стали больше внимания уделять разработкам и внедрению инноваций, стали больше сотрудничать с научными коллективами. Это привело к появлению хозяйственных договоров для ученых. И государство стало выделять деньги на развитие отраслей, учредив, например, Государственные научно-технические программы. Одним из основных требований в данных программах было то, что проекты финансируются государством при условии их частичного финансирования производственным предприятием, в интересах которого выполняется данная разработка.
Появились возможности международного сотрудничества. Ученые выполняли международные проекты, участвовали в различных международных грантах. Международное сотрудничество имело следующие формы:
Белорусские математики стали широко пользоваться этими возможностями. Было выполнено много всевозможных проектов, в страну принесено большое количество денег. Показан и поднят авторитет нашей страны в такой важной научной области, какой являются математические науки.
Таким образом, к концу 90-х годов произошло сильное сокращение белорусской науки, в целом, и математики, в частности, но ядро сохранилось. Те, кто остались преданы науке и родине, продолжили исследования и продолжили создавать научные коллективы.