В 1918–1921 годах над созданием белорусского университета, отечественной науки и высшего образования начали работать известные ученые из соседних стран, которые фактически и заложили как основы Белорусского университета, так и высшего образования, науки в республике.
В 1918–1919 годах – это этнограф Евфимий Федорович Карский, историк Митрофан Викторович Довнар-Запольский, историк Всеволод Макарович Игнатовский, Аркадий Антонович Смолич – основатель географической науки в Беларуси.
Весной 1919 года подали заявления для работы в Белорусском университете и начали контактировать с белорусами такие известные российские ученые как В. Н. Дьяков, В. Н. Перцев, Д. А. Жаринов, И. М. Соловьев, В. И. Пичета, А. М. Васютинский, И. М. Херасков и другие.
Весной 1921 года было утверждено Временное Правление БГУ в составе проф. В. И. Пичеты, проф. Ф. Ф. Турука и проф. З. Г. Гринберга. 9 сентября 1921 г. состоялось утверждение первых профессоров БГУ: В. Н. Дьякова, В. Н. Перцева, Н. М. Никольского, Д. А. Жаринова, В. И. Пичеты, Ф. Ф. Турука, С. Г. Лозинского, И. М. Соловьева, Н. А. Янчука, Г. С. Гуревича, Д. П. Кончаловского, которые осенью приступили к работе.
Первые факультеты БГУ возглавили известные ученые. Так, деканом медфака (решением Правления от 31 октября 1921 г.) утвержден профессор Б. М. Беркенгейм. Он вскоре передал полномочия биологу А. В. Федюшину, которого затем сменил профессор медицины М. Б. Кроль. Некоторое время в 1922 г. деканом медфака был известный в России ученый С. П. Соколовский. Но именно Михаил Борисович Кроль стал самым известным организатором медицинского образования в Беларуси.
Первым деканом факультета общественных наук (ФОН) был назначен нарком просвещения ССРБ историк В. М. Игнатовский (его заместителем являлся молодой белорусский философ С. Я. Вольфсон). В конце августа 1922 г. Всеволод Макарович возглавил новый факультет – педагогический (его заместителями были историк Н. М. Никольский и математик И. С. Пятосин). ФОН возглавил С. З. Каценбоген – профессор социологии и член Правления БГУ.
В 1922 году в БГУ открылся педагогический факультет, в составе которого организовалось четыре отделения: социально-историческое, этнолого-лингвистическое, естественное и физико-математическое. Немного позже открылся кабинет математики.
Физико-математическому отделению было отведено несколько комнат в одном из старых зданий университета.
В начале функционирования БГУ математика не была самостоятельным научным направлением и выполняла вспомогательную роль при подготовке будущих выпускников педагогического, медицинского, рабочего и факультета общественных наук (ФОН) университета.
В 20-е годы прошлого столетия БГУ был очень заинтересован в повышении квалификации своих преподавателей, что видно хотя бы из того, например, что в 1928 г. университет в июле – сентябре командировал В. К. Дыдырко (числился доцентом физико-математического отделения педфака) в Геттинген «для навуковай працы ў спецыяльным семінары прафесара Гільберта і Геллера».
В научном плане ситуация в БГУ сильно изменилась в связи с приходом на кафедру математики Целестина Леоновича Бурстина. С учетом обстоятельств его переезда на работу в Минск вполне можно сказать, что он принадлежал к той же когорте интеллектуалов и энтузиастов, которые подобно В. И. Пичете, на своих плечах поднимали и буквально «строили по кирпичику» молодой белорусский университет. Но о нем мы напишем немного позже.
В БГУ сразу было организовано Научное общество, в котором первые годы функционировало три секции: социально-историческая, физико-математическая и педагогическая. На своих заседаниях в 1922-23 учебном году, в частности, были заслушаны доклады математиков В. К. Дыдырко «Теория определителей проф. Кагана» (11 марта 1923 года), А. П. Круталевича «О мнимостях в геометрии» (18 марта 1923 года), Домбровского «Основания геометрии Гильберта» и В. Н. Ивановского «О методологии математики» (22 апреля 1923 года).
Проявлением стремления университетских ученых к глубокому и результативному научному поиску, созданию в Беларуси необходимых современных организационных форм стало проведение научных конференций. Так, 9 февраля 1926 г. на базе педфака и по инициативе физиков и математиков БГУ начала свою работу первая Всебелорусская физико-математическая конференция, на которой 109 ученых ознакомились с последними достижениями физики и математики. Был заслушан 21 доклад (в том числе профессоров Е. Е. Сиротина, А. А. Михайловского, И. С. Пятосина и др.). Осенью того же года прошла общая естественнонаучная конференция, которая длилась пять дней, и одновременно – Всебелорусская литературно-лингвистическая конференция с участием более 100 человек, а также конференция по реформе правописания.
Характерной чертой развития науки в БГУ в 1920-х годах было ее включение в общий европейский и мировой контекст. Тесная связь с зарубежными коллегами поддерживалась через регулярные научные командировки профессоров и преподавателей, хорошо налаженный обмен научными изданиями с университетами и научными учреждениями Польши, Германии, Франции, Чехословакии, Англии, США и даже Японии. За рубежом в научных журналах (об этом с восторгом писала белорусская пресса тех лет) каждый раз печатались статьи профессоров БГУ, выходили отдельные научные монографии. Были налажены творческие связи с Краковской Академией наук, обществом имени Т. Р. Шевченко во Львове, Варшавским научным обществом, Виленской публичной библиотекой, Восточным институтом в Бреслау, Славянским институтом в Лондоне, лабораторией Резерфорда и др.
При всем том зарубежные ученые не очень активно участвовали в университетских конференциях и других научных мероприятиях этих лет. Исключением был приезд в Минск осенью 1928 г. профессора физики Якова Громера, ученика А. Эйнштейна, автора «нашумевшей теории относительности», как тогда писали белорусские газеты. Он родом из Бреста, приехал на работу в БГУ из Берлина, который уже был охвачен антисемитизмом, и сразу получил кафедру, а в скором времени (в январе 1929 г.) выступил с научным докладом на очередной Белорусской физико-математической конференции. Видимо, с его подсказки ученые БГУ в 1929 г. телеграммой искренне поздравили А. Эйнштейна с 50-летием. А тот, в свою очередь, откликнулся стихотворным ответом своим белорусским коллегам.
Итак, во второй половине 1920-х годов произошло становление важнейших направлений деятельности университета. Одним из них очерчивалась научная деятельность, выявляя суть подготовки специалистов в университете, когда через самостоятельные научные исследования студент овладевает знаниями и воспитывается как гражданин своей страны.